Государственные закупки в Казахстане — это сфера с ежегодным оборотом около $10 млрд, что составляет примерно 6% ВВП страны. По оценкам, ущерб от коррупции здесь достигает 10–20% от оборота, а более половины всех коррупционных преступлений совершается именно в этой области. Поэтому эффективное расходование бюджетных средств и внедрение проактивной аналитики становятся приоритетом для государства
Предпосылки для внедрения аналитики
Государство сталкивается с огромным количеством закупок — более 18 тысяч заказчиков и свыше 80 тысяч поставщиков заключают более 1,5 млн договоров ежегодно. Проверить все закупки вручную невозможно, поэтому автоматизация и аналитика позволяют сосредоточить внимание аудиторов на наиболее рискованных случаях и выявлять нарушения на ранних этапах
Основные риски в госзакупках и методы их выявления
Риски возникают на всех стадиях закупочного процесса: от планирования до оплаты. К числу наиболее распространённых относятся:
- Завышение начальной цены договора (выявляется анализом цен на аналогичные товары)
- Проведение срочных закупок в конце года
- Использование латинских символов и орфографических ошибок для обхода фильтров
- Сокращение сроков поставки до нереалистичных значений
- Занижение суммы договора
- Необоснованные закупки из одного источника
- Увеличение суммы договора дополнительными соглашениями
- Сговор поставщиков для создания видимости конкуренции
- Использование компаний-прокладок и фирм-однодневок
- Аффилированность поставщика с руководством заказчика
- Обналичивание средств через подставные компании
- Работа с рисковыми компаниями
- Навязанный субподрядчик
- Командные перемещения (поставщики следуют за чиновниками)
Примеры типовых схем
- Завышение цены: Например, офисная бумага закупается по цене, значительно превышающей рыночную. Для выявления таких случаев анализируются только конкурентные процедуры, используются медианные значения цен, учитывается регион поставки и свежесть данных (не старше 12 месяцев).
- Сокращённые сроки: Заказчик объявляет конкурс с нереально коротким сроком, который может выполнить только «свой» поставщик.
- Картельный сговор: Аффилированные поставщики подают заявки с незначительными отличиями по цене, чтобы создать видимость конкуренции, но в итоге выигрывает нужная компания.
- Демпинг: Победитель предлагает необоснованно низкую цену, затем отказывается от заключения договора, и контракт достаётся второму участнику, связанному с ним.
- Аффилированность: Связи между заказчиком и поставщиком могут быть семейными, имущественными или деловыми.
- Обналичивание: После получения оплаты часть средств переводится на счёт фирмы-однодневки для обналичивания.
- Благосклонность заказчика: Поставщик получает основную часть дохода только от одного заказчика и не участвует в закупках других организаций.
- Командные перемещения: Поставщики «следуют» за чиновником при его переходе на новую должность, продолжая получать контракты
Реализация на платформе Qlik Sense

Для анализа используются открытые данные о государственных закупках (планы, объявления, лоты, договоры, информация о заказчиках и поставщиках), налоговые данные, сведения о сертификатах происхождения, списки недобросовестных поставщиков, данные о рисковых компаниях и юридических лицах.
Обработка ведётся на платформе Qlik Sense, где ежедневно обновляются более 100 млн записей из десятка источников. Используются REST API, базы данных, форматы CSV и XML. Для пользователей разрабатываются аналитические приложения
Обработка ведётся на платформе Qlik Sense, где ежедневно обновляются более 100 млн записей из десятка источников. Используются REST API, базы данных, форматы CSV и XML. Для пользователей разрабатываются аналитические приложения

Результаты внедрения
В результате применения аналитических решений удалось выявить более 132 тысяч закупок с факторами риска на сумму $305 млн.
70% рисков были обнаружены уже на стадии планирования.
В дисциплинарной ответственности привлекли 1685 закупщиков, 90 материалов переданы в правоохранительные органы, а экономия для бюджета составила $86 млн
70% рисков были обнаружены уже на стадии планирования.
В дисциплинарной ответственности привлекли 1685 закупщиков, 90 материалов переданы в правоохранительные органы, а экономия для бюджета составила $86 млн
Примеры

Комитет внутреннего государственного аудита (2021)
Для камерального контроля автоматизировано 10 профилей риска на всех стадиях закупок. Внедрена CRM-система для отслеживания обработки рисков и автоматической генерации предписаний.
Результаты: выявлено 922 рисковых пункта плана на сумму 11,7 млрд тенге, 2214 договоров на 28 млрд тенге.
Служба экономических расследований (2020–2021)
Проведён анализ схем вывода бюджетных средств и аффилированности участников закупок.
Результаты: выявлено более 90 поставщиков, через которых выведено 63 млрд тенге; возбуждено 20 уголовных дел.
Генеральная прокуратура (2017–2022)
В рамках проекта «ОКО» разработана методика анализа закупок, охватывающая 42 риска на всех стадиях.
Результаты: в 2017 году выявлено 37 схем с ущербом 55 млрд тенге, в 2018 году начато 32 досудебных производства
Для камерального контроля автоматизировано 10 профилей риска на всех стадиях закупок. Внедрена CRM-система для отслеживания обработки рисков и автоматической генерации предписаний.
Результаты: выявлено 922 рисковых пункта плана на сумму 11,7 млрд тенге, 2214 договоров на 28 млрд тенге.
Служба экономических расследований (2020–2021)
Проведён анализ схем вывода бюджетных средств и аффилированности участников закупок.
Результаты: выявлено более 90 поставщиков, через которых выведено 63 млрд тенге; возбуждено 20 уголовных дел.
Генеральная прокуратура (2017–2022)
В рамках проекта «ОКО» разработана методика анализа закупок, охватывающая 42 риска на всех стадиях.
Результаты: в 2017 году выявлено 37 схем с ущербом 55 млрд тенге, в 2018 году начато 32 досудебных производства